- Главная
- Государственно-частное партнерство
Государственно-частное партнерство
Государственно-частное партнерство (далее – ГЧП) – один из способов развития государственной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии публичной и частной стороны, при котором частная сторона участвует не только в создании (проектировании, финансировании, строительстве/реконструкции) объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации и/или техническом обслуживании в интересах публичной стороны.
В Российской Федерации государственно-частное партнерство регулируются на федеральном уровне следующими законами:
‑ федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
ГЧП обладает следующими признаками:
- долгосрочный характер партнерства (как правило более 3 лет);
- распределение рисков и ответственности между партнерами;
- полностью или частичное финансирование создания объекта общественной инфраструктуры частным партнером.
Долгосрочный характер и договорное оформление партнерства.
В среднем по статистике концессионные соглашения в России заключается на срок 13,1 года, соглашения о ГЧП, МЧП не могут быть заключены на срок менее 3 лет. Долгосрочный характер проектов ГЧП следует из необходимости возврата вложенных частных инвестиций и комплексности таких проектов.
Распределение рисков и ответственности между партнерами в проектах ГЧП.
Риски в инфраструктурных проектах – это вероятные изменения показателей проекта, влияющие на доходы и расходы сторон по проекту. Выстраивание матрицы рисков – обязательное условие структурирования отношений государства и бизнеса в проектах ГЧП и наибольшая сложность состоит в оптимальном распределении рисков.
Полное или частичное финансирование создания объекта общественной инфраструктуры частным партнером.
Основным отличием ГЧП от государственного заказа является обязательное финансирование создания объекта бизнесом, при этом публично-правовое образование вправе компенсировать часть затрат, понесенных на создание объекта соглашения, а также осуществлять полное или частичное финансирование затрат, связанных с эксплуатацией и/или техническим обслуживанием объекта соглашения.